Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Симаковой К.В.         - заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Стельмах С.В.          - заместителя руководителя - начальника отдела
                         судебной и правовой работы;

Давыдовой А.М.         - начальника отдела ТЭК;

Фризен С.Н.            - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

Залендинова Р.Р.       - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

Ананьевой Г.Н.         - специалиста-эксперта отдела ТЭК,

в присутствии:
<...>,
рассмотрев дело № 55/А-10-2010, возбужденное приказом Кемеровского УФАС России от 30.04.2010 № 128 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" <...> (далее - ОАО "Кузбассэнергосбыт") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление от <...> о наличии в действиях ОАО "Кузбассэнергосбыт" нарушений антимонопольного законодательства, следствием которых явилось ущемление его интересов.
Приказом Кемеровского УФАС России от 30.04.2010 № 128 в отношении ОАО "Кузбассэнергосбыт" было возбуждено дело № 55/А-10-2010 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определениями от 04.05.2010 (исх. № № 03/3326, 03/3327 от 06.05.2010) рассмотрение дела № 55/А-10-2010 было назначено на 24.05.2010.
21.05.2010 от <...> поступило ходатайство (вх. № 3425) о рассмотрении дела № 55/А-10-2010 в его отсутствие, в котором заявитель также поддержал требования, изложенные в заявлении от 16.03.2010 (вх. № 1366).
24.05.2010 Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 55/А-10-2010 необходимо получение дополнительной информации. Определениями от 24.05.2010 (исх. № № 03/3761, 03/3761-1 от 26.05.2010) рассмотрение дела № 55/А-10-2010 было отложено на 04.06.2010.
В заседании Комиссии, состоявшемся 04.06.2010, представитель ОАО "Кузбассэнергосбыт" пояснил следующее:
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, руководствуясь Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, объем электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды, определяется как разница между общим объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета и суммарным объемом электроэнергии, потребленной квартирами, оборудованными и необорудованными приборами учета.
Оплата общедомовых нужд распределяется по лицевым счетам пропорционально количеству потребленной электроэнергии жилого помещения. Соответственно, для определения количества потребленной жильцами электроэнергии, используются показатели индивидуальных приборов учета.
В случае если индивидуальные приборы учета отсутствуют, размер платы за электроэнергию жилого помещения устанавливается равным нормативу потребления. В норматив электропотребления в соответствии с действующим законодательством общедомовые нужды включаются, поэтому при распределении разницы, сложившейся между объемом потребления по общедомовому прибору учета и потребления жильцами, потребители, рассчитывающиеся по нормативу, не участвуют. Однако, в норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденный Постановлением Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Кемеровской области" от 31.10.2006 № 141, не был включен расход электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного и потери электроэнергии во внутридомовых сетях.
В данной ситуации ОАО "Кузбассэнергосбыт", руководствуясь общими принципами права РФ, применяет нормы федерального законодательства (постановления № 306 и № 307), как занимающие более высшую ступень в иерархии законодательных актов РФ.
На основании вышеизложенного, ОАО "Кузбассэнергосбыт", рассчитывая объемы потребленной на общедомовые нужды электроэнергии в соответствии с федеральным законодательством, не нарушает права потребителей-граждан, в том числе и <...>.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
<...> является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, в настоящее время находится в непосредственном управлении собственников жилых помещений.
Электроснабжение данного многоквартирного дома осуществляется ОАО "Кузбассэнергосбыт" на основании прямых договоров (открытых лицевых счетов), заключенных с собственниками (законными владельцами) жилых помещений.
ОАО "Кузбассэнергосбыт" на основании приказа Кемеровского УФАС России № 2-р от 27.09.2007 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО "Кузбассэнергосбыт" занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.
В 2008 г. ОАО "Кузбассэнергосбыт", являющимся гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Кемеровской области, были заключены договоры на поставку электроэнергии потребителям-гражданам, проживающим в многоквартирных домах г. Новокузнецка, в том числе на общедомовые нужды с исполнителями коммунальных услуг (включая управляющие компании).
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разница между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Однако, большинство исполнителей коммунальных услуг в г. Новокузнецке отказались производить оплату ОАО "Кузбассэнергосбыт" за электроэнергию на содержание общедомовых нужд многоквартирных домов. В связи с этим собственники жилых помещений г. Новокузнецка были вынуждены начать переход на непосредственное управление многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 154 ЖК РФ электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг. Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), согласно которому при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые и непосредственно в квартире, и коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
При этом к общедомовым нуждам относится освещение лестничных клеток, при необходимости чердачных и подвальных помещений, работа насосов для подкачки воды, антенных усилителей, домофонов, лифтов и другого внутридомового электрооборудования, которое индивидуально для каждого дома. Кроме того, сюда включаются потери во внутридомовых сетях, которые обусловлены физическими процессами передачи и трансформации электроэнергии и соответственно являются неотъемлемой частью процесса энергоснабжения.
Поскольку каждый гражданин (собственник квартиры) является также долевым владельцем перечисленных объектов, то в соответствии с действующим законодательством РФ, именно он должен оплачивать затраты на расходуемую в этих местах электроэнергию.
Статья 30 ЖК РФ устанавливает обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, руководствуясь Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за потребленную электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды, определяется ОАО "Кузбассэнергосбыт" в соответствии с алгоритмами, предусмотренными Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, объем электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды, определяется как разница между общим объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета и суммарным объемом электроэнергии, потребленной квартирами, оборудованными и необорудованными приборами учета.
Оплата общедомовых нужд распределяется по лицевым счетам пропорционально количеству потребленной электроэнергии жилого помещения. Соответственно, для определения количества потребленной жильцами электроэнергии, используются показатели индивидуальных приборов учета.
В случае если индивидуальные приборы учета отсутствуют, размер платы за электроэнергию жилого помещения устанавливается равным нормативу потребления. В норматив электропотребления в соответствии с действующим законодательством (пункт 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг) общедомовые нужды включаются, поэтому при распределении разницы, сложившейся между объемом потребления по общедомовому прибору учета и потребления жильцами, потребители, рассчитывающиеся по нормативу, не участвуют.
Долги других жильцов при расчете суммы платежа не учитываются и не распределяются между добросовестными жильцами. Тем, кто имеет индивидуальные приборы учета, но своевременно не оплачивает услугу и не передает показаний, расчет расхода электроэнергии производится расчетным методом. Поэтому ни отсутствие своевременной оплаты, ни отсутствие своевременной передачи показаний индивидуальных приборов учета одними собственниками не влияет на размер платы за энергоснабжение другими собственниками многоквартирного дома.
Таким образом, после перехода с управления многоквартирными домами посредством управляющей компании на непосредственное управление собственниками помещений в г. Новокузнецке ОАО "Кузбассэнергосбыт" необходимо было изменить порядок расчетов за электроэнергию, отпущенную на электроснабжение многоквартирных домов, и производить расчеты в соответствие с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пункты 2, 4, 8, 26, 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг устанавливают:
- норматив потребления коммунальных услуг - как месячный (среднемесячный) объем потребления коммунальных ресурсов (электрической энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета;
- утверждение нормативов потребления коммунальных услуг уполномоченными органами;
- установление нормативов потребления коммунальных услуг по инициативе уполномоченных органов;
- включение, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей, коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- в нормативе расход электрической энергии, исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
В связи с тем, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденный постановлением Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Кемеровской области" от 31.10.2006 № 141, не содержал расходов электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного и потери электроэнергии во внутридомовых сетях, ОАО "Кузбассэнергосбыт" с марта 2009 г. неоднократно направляло письма в адрес Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области по вопросу приведения вышеуказанного норматива в соответствие с действующим законодательством РФ.
Согласно ответу Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 16.03.2010 № Кр-2-37/463-01, направленному в адрес Кемеровского УФАС России, с 01.03.2010 норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению приведен в соответствие с действующим законодательством РФ и в него включены расходы электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома. Для этого были внесены соответствующие изменения в постановление Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 31.10.2006 № 141.
Таким образом, с октября 2009 г. по февраль 2010 г. включительно ОАО "Кузбассэнергосбыт" производило начисление за расходы электроэнергии на общедомовые нужды только на лицевые счета собственников жилых помещений в многоквартирных домах г. Новокузнецка (с непосредственной формой управления собственниками жилых помещений), у которых были установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Согласно пояснениям представителя Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области в случае начисления ОАО "Кузбассэнергосбыт" собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, у которых отсутствуют приборы учета электрической энергии, платы за электропотребление свыше норматива электропотребления, утвержденного Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области, данное обстоятельство явилось бы нарушением порядка ценообразования, предусмотренного Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия (бездействия) ОАО "Кузбассэнергосбыт" по начислению платы за расходы электроэнергии на общедомовые нужды только на лицевые счета собственников жилых помещений в многоквартирных домах г. Новокузнецка, у которых были установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии, не могут быть расценены как злоупотребление ОАО "Кузбассэнергосбыт" доминирующим положением, так как указанные начисления проводились в порядке, соответствующем действующему законодательству, при этом со стороны ОАО "Кузбассэнергосбыт" были предприняты все возможные меры по предотвращению сложившейся ситуации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

производство по делу № 55/А-10-2010, возбужденному по признакам нарушения ОАО "Кузбассэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях) ОАО "Кузбассэнергосбыт".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены Комиссии
С.В.СТЕЛЬМАХ
А.М.ДАВЫДОВА
С.Н.ФРИЗЕН
Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ
Г.Н.АНАНЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru