Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2009 г. по делу № 3-129/09

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Краевой Л.В.,
при секретаре Паньшиной Е.Ю.
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 07 октября 2009 года дело по заявлению Открытого акционерного общества "Завод Универсал" о признании недействующими в части Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", установил:

27 ноября 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области приняты: Постановление № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и Постановление № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", которыми утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области соответственно средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям к названным постановлениям, которые применяются с 1.01.2009.
ОАО "Завод Универсал", являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008, входящего в кадастровый квартал 42:30:0104 056, расположенный в городе Новокузнецке по адресу: шоссе Кузнецкое, дом 20 обратился в суд с заявлением о признании вышеназванных постановлений недействующими и не подлежащим применению с момента их принятия в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008.
Требования обоснованы тем, что Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в отношении его земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008 9 вида разрешенного землепользования установлена кадастровая стоимость 1.168.339.296,88 руб. Постановлением от 27 ноября 2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" установлена средняя кадастровая стоимость земельных участков 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 42:30:0104 056, в котором расположен указанный земельный участок.
В результате принятия указанных постановлений увеличилась кадастровая стоимость земельного участка ОАО "Завод Универсал", что нарушает его права в сфере предпринимательской и экономической деятельности в связи с увеличением налогового бремени по уплате земельного налога, сумма которого возросла с 9.912.494 руб. до 17.556.831 руб.
Считает, что утвержденные кадастровая стоимость земельного участка 42:30:0104 056:0008 и среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по 9 виду разрешенного использования по кадастровому кварталу 42:30:0104056, являются экономически необоснованными, произвольными и завышенными.
Кадастровая оценка произведена в нарушение Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", федеральных стандартов оценки № 3.
В нарушение процедуры проведения работ по государственной кадастровой стоимости не проведена предварительная и основная проверка результатов работы ФГУП ФКЦ "Земля" по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, не была проведена проверка результатов работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области специально уполномоченным органом УФАКОН по КО и ФАКОН.
Отчет об определении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержит описания расчетов и пояснений к ним при проведении оценки земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104 056:0008, чем были нарушены п. п. 9.2, 9.4, 9.5 и 9.8 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", п. 4, 15 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке "(ФСО № 3)", утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ № 254 от 20 июля 2007 г.
По мнению заявителя, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов не проверен Роснедвижимостью, был проверен и подписан лицом, составившим ФУГП ФКЦ "Земля".
Отчет об определении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в нарушение п. 6, 10 и 13 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке "(ФСО № 3)", утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ № 254 от 20 июля 2007 г. не содержит даты подписания его оценщиком, не содержит ссылок на достоверные источники информации, используемой в отчете, не содержит описания последовательности определения стоимости земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104 056:0008.
В нарушение п. 3.2.5 и п. 3.2.5.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и п. 10 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке при определении кадастровой стоимости земельного участка исполнитель не выполнил работу по сбору достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках для каждой сформированной группы. Отчет не содержит ссылок на достоверные источники информации, используемой в отчете.
В нарушение п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000, п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5 и 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не были представлены материалы, подтверждающие определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков, группировку земельных участков; не была собрана достаточная и достоверная информация о рынке земельных участков для данной группы и вида пользования, в основу подсчета кадастровой стоимости положена стоимость земельных участков в центральных районах городов, которая значительно превышает стоимость недвижимости, расположенной в промышленных районах, т.е. использована недостоверная информация о рыночной стоимости земельных участков.
Применение исполнителями работ в построении модели для расчета удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка несоответствующей действительности рыночной стоимости земельных участков-аналогов оказало влияние на конечный результат кадастровой оценки. Таким образом, утверждение кадастровой стоимости земель произведено фактически без проведения их государственной кадастровой оценки.
Кроме того, нарушен порядок опубликования Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", поскольку оно опубликовано не полностью (без приложения), а оспариваемая его часть официально не была опубликована.
Представители Коллегии Администрации Кемеровской области Сергиенко О.Н., действующая на основании доверенности от 5.03.2009 № 10-16/1433, и Зенович А.А., действующая на основании доверенности от 28.07.2009 № 10-16/4691, заявленные требования не признали.
Выслушав представителя Открытого акционерного общества "Завод Универсал", представителей Коллегии Администрации Кемеровской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Кемеровской области Маслаковой О.Г., полагавшей отказать в удовлетворении требования заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Ознакомившись с текстом оспариваемых постановлений, суд приходит к выводу, что они приняты в пределах полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области, с соблюдением порядка принятия и введения в действие.
Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области "О коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
Согласно ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.
Суд не согласен с доводами заявителя о нарушении порядка официального порядка опубликования нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 1 и 2 Постановления № 218 Коллегии Администрации Кемеровской области "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области" Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета "Кузбасс" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Текст Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" опубликован в газете "Кузбасс" № 223 от 04.12.2008 (л. д. 52 т. 2).
Текст Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" опубликован в газете "Кузбасс" № 222 от 03.12.2008 (л. д. 53 т. 2) без приложений, с указаниям, что приложения подлежат публикации на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управлении Роснедвижимости Кемеровской области в сети Интернет.
Текст Постановления № 519 был опубликован "Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области" № 11 за 2008 год (часть 1) и за 2009 год № 3 (часть 1) (л. д. 54 - 61 т. 2).
Указанный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов обусловлен большим объемом информации (приложение к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 состоит из 36 книг. Каждая из которых, имеет в среднем 220 страниц). Поэтому суд приходит к выводу, что размещение в официальном печатном издании технически и физически затруднительно.
Пунктом 14 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с пп. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Суд не согласен с доводами заявителя о том, что был нарушен порядок опубликования нормативного правового акта по мотиву доведения его до сведения населения публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают принятые акты в ином порядке, т.к. на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости Кемеровской области в сети Интернет указанные постановления с приложениями были опубликованы (л. д. 168 - 170 т. 2). Возможность ознакомления с указанными актами вместе с приложениями к ним была предоставлена. Порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о государственной кадастровой оценке земельных участков в Кемеровской области не был нарушен.
Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

]]>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2010 г. № 81-Г10-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Завод Универсал" на решение Кемеровского областного суда от 7 октября 2009 года, которым ОАО "Завод Универсал" отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:01 04 056:008 и Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению.
ОАО "Завод Универсал", являющееся собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:01 04 056:008, находящегося в г. Новокузнецке, обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующими постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области № № 519 и 520 в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель в отношении указанного земельного участка.
Заявитель указал, что в результате принятия постановлений кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка увеличилась, что привело к увеличению земельного налога, сумма которого возросла с 9.912.494 руб. до 17.556.831 руб.
По его мнению, кадастровая оценка земель произведена с нарушением Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Отчет об определении результатов кадастровой стоимости не проверен Роснедвижимостью (проверен ФГУП ФКЦ "Земля", его составившим).
Кроме того, ОАО "Завод Универсал" ссылалось на нарушение порядка опубликования постановлений, указывая, что они официально опубликованы не полностью (без приложений), оспариваемые части официально не опубликованы.
Решением Кемеровского областного суда от 7 октября 2009 года в удовлетворении заявления ОАО "Завод "Универсал" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Завод "Универсал" ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового решения об удовлетворении заявления ОАО "Завод "Универсал".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения отчета от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Разрешая требования заявителя, суд пришел к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39.
При этом судом проанализированы и оценены доводы заявителя, суждения по ним имеются в решении суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда правильным, основанным на законе и материалах дела.
В частности, судом установлено, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области был проверен Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39. Акт проверки имеется в деле (том 1, л. д. 72).
Из акта проверки следует, что он подписан должностным лицом Роснедвижимости: главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Волчковой В.В., что свидетельствует о соблюдении процедуры, установленной Административным регламентом, и необоснованности довода заявителя об отсутствии проверки отчета Роснедвижимостью.
Указание в акте проверки в качестве лица, проводившего проверку отчета, начальника управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалева Д.В., вывода суда о соблюдении Административного регламента не опровергает.
По мнению Судебной коллегии, правильным является и вывод суда относительно порядка опубликования оспариваемых постановлений.
То обстоятельство, что в официальных источниках опубликования актов коллегии администрации Кемеровской области постановления опубликованы без приложений, обоснованно признано судом не свидетельствующим о нарушении порядка их официального опубликования, поскольку постановления с приложениями были размещены на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет. Таким образом, заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомления с приложениями к постановлениям.
Вывод суда согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункт 21).
Полагая, что судом при разрешении заявления ОАО "Завод "Универсал" не допущено нарушений норм материального и процессуального права, могущих явиться основаниями к отмене решения, Судебная коллегия находит, что решение суда отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы ОАО "Завод "Универсал" не могут явиться основаниями к отмене решения суда, поскольку общество, оспаривая выводы суда, приводит те же доводы, на которые ссылалось при обращении в суд и которые получили в решении оценку, признанную Судебной коллегией правильной.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Кемеровского областного суда от 7 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Завод Универсал" - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru