Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2012 г. по делу № А27-4750/2011

Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2012 года
полный текст решения изготовлен 25 января 2012 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Обуховой Г.П., судей Власова В.В. и Смычковой Ж.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Г.Е.В., г. Прокопьевск
к Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, г. Москва
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области", г. Кемерово
с участием
третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
прокуратуры Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными действий и недействующим нормативного правового акта.
при участии: представителя заявителя - У. (доверенность от 28.03.2011, удостоверение адвоката); представителя Росреестра - В. (доверенность от 29.04.2011, паспорт), представителя Управления Росреестра - В. (доверенность от 30.12.2010 г., паспорт); представителя Коллегии Администрации Кемеровской области - М.И. (доверенность от 14.12.2009, паспорт); представителя ФБУ "Кадастровая палата по КО" - М.А. (доверенность от 10.01.2012 г., паспорт);

установил:

индивидуальный предприниматель Г.Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
1. признать недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" в части утверждения среднего уровня удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 42:32:0103016 в размере 2130,07 рублей за 1 кв. м для 5-го вида разрешенного использования;
2. признать незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. № 222, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года № 215, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестр) по Кемеровской области Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего на праве собственности ИП Г.Е.П., площадью 18104,18 кв. м, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 42:32:0103016:188, в размере 38563170,69 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2130,07 руб. за 1 кв. м;
3. признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103016:188 в размере 38563170,69 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2130,07 рублей за 1 кв. м;
4. обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Кемеровской области и Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103016:188 в сумме 38563170,69 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2130,07 рублей за 1 кв. м и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103016:188 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5084881 руб.
Требования изложены с учетом их изменения в судебном заседании 30.11.2011 г.
Дело принято к производству 27.04.2011 г. и предварительное судебное заседание назначено на 26.05.2011 г.
Определением суда от 26.05.2011 г. производство по делу приостановлено по ходатайству заявителя и Коллегии Администрации Кемеровской области. 10.10.2011 г. в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, производство по делу возобновлено, вновь назначено предварительное судебное заседание. Определением суда от 27.10.2011 г. дело назначено к судебному разбирательству на 30.11.2011 г.
Рассмотрение дела дважды откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по ходатайству представителя заявителя в связи с непредставлением ему копий отзывов заинтересованными лицами.
Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - ФГУП "ФКЦ "Земля", и представителя прокуратуры, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с нахождением в отпуске судьи Тимошенко Л.С. в составе суда произведена замена судьи Тимошенко Л.С. на судью Смычкову Ж.Г.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных доводах, и ссылаясь на нарушение процедуры проведения кадастровой оценки земли, а также на недостоверность результатов кадастровой оценки; признание незаконными действий государственных органов по организации и проведению процедуры кадастровой оценки, должно влечь автоматическое признание недействительным нормативного правового акта, утвердившего незаконные результаты кадастровой оценки. Также полагает, что заявленные требования в части оспаривания действия и недостоверности сведений о кадастровой стоимости подлежат рассмотрению именно в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а обязание Управления Росреестра по Кемеровской области и ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103016:188 в сумме 38563170,69 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2130,07 рублей за 1 кв. м и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103016:188 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5084881 руб. вытекает из существа основных требований и рассматривается, как обязание устранить допущенные оспариваемыми действиями нарушения прав и законных интересов заявителя. Также полагает, что рассмотрение требования об оспаривании нормативного правового акта Коллегии Администрации Кемеровской области подведомственно арбитражному суду, так как постановление № 519 от 27.11.2008 г. регулирует правоотношения, связанные с уплатой земельного налога, что относится к сфере налогообложения.
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области с требованием не согласился, ссылаясь на не подведомственность дела об оспаривании нормативного правового акта Коллегии Администрации Кемеровской области -постановления от 27.11.2008 г. № 519 - арбитражному суду, так как постановление вынесено в рамках земельного законодательства. Утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Также полагает, что постановление вынесено в пределах полномочий Коллегии администрации Кемеровской области и полностью соответствует действующему законодательству.
Представитель Россреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области заявленные к нему требования не признал по основаниям. изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, считает, что с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заявленные требования не могут рассматриваться по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства. Кроме того, считает, что для внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, заявителем должен быть представлен отчет об оценке рыночной стоимости, рассчитанной на дату определения его кадастровой стоимости. Рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена по состоянию на дату 01.01.2007 г., либо по состоянию на май 2010 г., когда были внесены изменения в части площади земельного участка, и, соответственно, определена кадастровая стоимость этого земельного участка. Также указывает на то, что с 15.09.2010 г. Управление Росреестра не обладает полномочиями органа кадастрового учета, в связи с чем, к нему не могут быть заявлены требования об обязании внести в кадастровый учет сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости.
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области с требованием также не соглашается, поддерживает позицию Управления Росреестра по Кемеровской области и полагает, что требования должны рассматриваться по правилам искового производства, и поскольку заявитель не изменил требования и просит рассмотреть их в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, производство по делу подлежит прекращению.
В отношении оценки отчета рыночной стоимости и назначения экспертизы, заявитель пояснил, что не находит необходимым проводить экспертизу, заинтересованные лица пояснили, что дать оценку представленному заявителем отчету не имеют возможности, ходатайства о назначении экспертизы не заявляют.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестра) от 31.05.2011 г. № П/200 "Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая плата", изменено наименование Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области).
ФГУП "ФКЦ "Земля" также против удовлетворения требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, ссылается на то, что заявитель вышел за рамки заявленных требований, так как дает оценку условиям контракта, а также действиям исполнителя работ, выполненных в рамках государственного контракта, к которому не имеет никакого отношения; что заявитель приходит к выводу о недостоверности результатов только на основании существенной разницы кадастровой и рыночной величин, в качестве доказательства такого соответствия приводится отчет независимого оценщика ООО "ТПП Эксперт-П", который никем не проверялся, неизвестно, соответствует или нет отчет ФСО № 1, № 2, № 3, утвержденных приказами Минэкономразвития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 254, № 255, № 256 или нет; в связи с чем может содержать ошибки и неточности. Так же ссылается, что заявителем неверно определен способ защиты его прав и законных интересов.
Представитель прокуратуры в судебном заседании 21.12.2011 г. поддержал доводы представителей Росреестра по Кемеровской области, Росреестра (г. Москва), ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "Кадастровая палата", Коллегии Администрации Кемеровской области.
Как установлено судом, в перечень объектов оценки на момент проведения государственной кадастровой оценки вошел земельный участок, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 42:32:01033016: 0188 площадью 1147,40 с наименованием вида разрешенного пользования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Указанный земельный участок и вошел в перечень объектов оценки.
После чего была изменена площадь земельного участка и в мае 2010 г. был поставлен на учет земельный участок, расположенный по адресу: <...> с иными характеристиками: площадью 18104,18 кв. м, с кадастровым номером 42:32:0103016:188, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания гаража, здания гаража-стоянки, здания склада ГСМ, здания котельной на 2 котла, здание административно-бытового комбината. Здание покрасочного цеха, АЗС.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определялась в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222, как для земельного участка, вошедшего в перечень объектов оценки на 1 января года проведения работ, путем умножения установленного среднего удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
В части требования о признании недействующим нормативного правового акта, суд находит производство по делу подлежащим прекращению в связи с не подведомственностью арбитражному суду, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
С 1 ноября 2010 года редакция пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменена, и изложена в следующей редакции: "арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; ..., оценочной деятельности; государственного регулирования цен (тарифов), ..., а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.


Однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по прежнему, не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 № 9504/07, в связи с отсутствием федерального закона, относящего к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров об обжаловании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Доводы заявителя о том, что в данном случае имеет место регулирование правоотношений в сфере налогового законодательства, судом признаются не обоснованными, в связи со следующим.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, при этом действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление № 520 не регулирует правоотношения, указанные в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Не предусмотрено налоговым законодательством и утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость используется при расчете налога на землю как стоимостная характеристика объекта налогообложения.
Таким образом, постановление № 519 в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует земельные отношения, а не налоговые отношения и не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах., не устанавливает налог, не определяет порядок его уплаты и не регулирует никаких других отношений, предусмотренных статьей 2 НК РФ.
Часть 2 статьи 66 Земельного кодекса прямо устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Нормативный правовой акт, изданный в соответствии с земельным законодательством, не может вступать в силу по правилам другой отрасли права, т.е. налогового законодательства.
Определение размера земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, не свидетельствует о том, что принятый нормативный правовой акт, утвердивший кадастровую стоимость земельного участка, относится к законодательству о налогах и спорах, и рассмотрение споров с обжалованием данных нормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных судов.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании названных нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов, отсутствует, следовательно, указанные споры в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года № 167-ФЗ) дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В указанной редакции статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" действовала до 01.12.2011 г. С 01.12.2011 г. действует новая редакция статьи 24.19 указанного Федерального закона, в соответствии с которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Однако указанная статья не устанавливает порядок оспаривания нормативного правового акта, утвердившего средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов субъектов Российской Федерации., а устанавливает порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
При этом как уже указывалось судом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации принимаются в сфере земельного законодательства.
Таким образом, изменение редакции пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ не повлекло за собой изменение подведомственности споров о законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, в статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Из вышеизложенного следует, что оспаривание нормативных правовых актов по вопросам государственной кадастровой оценки земель, принятых государственным органом субъекта Российской Федерации, а тем более нормативных правовых актов, утвердивших средние уровни кадастровой стоимости земельных участков, не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда.
При этом суд также указывает, что исходя из позиции постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № ВАС-913/11 по делу № А27-4849/2010, спор в отношении кадастровой оценки земельных участков с учетом значительного превышение ее над рыночной стоимостью может быть решен только в исковом производстве. Так в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № ВАС-913/11 указано, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указание его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не является.
Таким образом, в части признания недействующим постановления от 27.11.2008 № 519 в оспариваемой части дело подлежит прекращению в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В части признания недостоверными результаты кадастровой оценки, незаконными действий Росреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области, суд указывает, что в заявленной редакции правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют, в связи со следующим.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 признана необоснованной позиция судов первой и апелляционной инстанций, рассмотревших заявленные обществом требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственной кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, заявитель, несмотря на данное постановление, настаивает на рассмотрении указанных требований по правилам главы 24 АПК РФ.
Однако данный подход противоречит выводам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в указанном Постановлении.
Кроме того, оспаривая результаты кадастровой оценки спорного земельного участков и действия по ее проведению, давая оценку Отчету об определении кадастровой стоимости в силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности", заявитель обязан в таком случае представить данные о рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2007 г., поскольку из представленного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участков определена на 01.01.2007 г.
В подтверждение своих доводов заявитель представил отчет оценщика - ООО "ТПП Эксперт-П" рыночной стоимости спорного участка с кадастровым номером 42:32:0103016:188, которая проведена на дату 31.01.2011 г. В связи с чем, суд признал, что заявитель не подтвердил нарушение прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорных участков по состоянию на 01.01.2007 г. Заявитель не представил доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 г. рыночная стоимость земельного участка была той же самой, что на 31.01.2011 г.
Заявитель также не подтвердил соответствие отчета о рыночной стоимости земельного участка, подготовленного оценщиком ООО "ТПП Эксперт-П" (учитывая существенную разницу между установленной кадастровой стоимости земельных участков и рыночной стоимостью земельных участков на 31.01.2011 г.).
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности" стоимость объекта оценки, определенной оценщиком в отчете подтверждается экспертизой, проведенной экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, чей отчет подлежит проверке.
Поскольку заявитель настаивает на рассмотрении требования в части оспаривания результатов кадастровой оценки и действий Росреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области только по главе 24 АПК РФ, суд не может в данном случае перейти на рассмотрение требования по правилам искового производства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Прекратить производство по делу в отношении требования о признании недействующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)".
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Председательствующий судья
Г.П.ОБУХОВА

Судьи
В.В.ВЛАСОВ
Ж.Г.СМЫЧКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru