УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя комиссии:
Кухарской Н.Е. - руководителя управления;
Членов комиссии:
Каминской Е.Б. - начальника отдела рекламы и
недобросовестной конкуренции;
Акатьевой И.С. - ведущего специалиста-эксперта
отдела рекламы и
недобросовестной конкуренции;
Анкудиновой А.А. - специалиста-эксперта отдела
контроля органов власти,
судебной и правовой работы,
рассмотрев дело № 41/Р-2012, возбужденное в отношении <...>, по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5
, пункта 6 части 5 статьи 5
, пунктов 1
, 2
, 3 части 1 статьи 25
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), установила:
28.03.2012 в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области (исх. № И42-450/12 от 28.03.2012) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении рекламы концентрата пищевого "А." в газете "Кузбасс".
Из обращения следует, что в тексте рекламы отсутствует указание на то, что напечатанная информация является рекламой, не указано чем является рекламируемый препарат - лекарственным средством или биологически активной добавкой, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к его применению, а также реклама создает впечатление, что препарат "А." является лекарственным средством и в ней приводятся конкретные случаи излечения людей от заболеваний.
По сведениям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области препарат "А." не зарегистрирован в Государственном реестре
лекарственных средств как лекарственное средство.
05.05.2012 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 41/Р-2012 в отношении <...> и назначено к рассмотрению на 30.05.2012 в 15 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <...> и рекламораспространителю ГУ "Р.г."К." заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления ГУ "Р.г."К." от 17.05.2012 имеется в материалах дела).
30.05.2012 на рассмотрение дела № 41/Р-2012 <...> не явилась. Сведениями о надлежащем уведомлении <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 41/Р-2012 Кемеровское УФАС России не располагало.
Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о невозможности рассмотрения данного дела в отсутствие <...>.
30.05.2012 определением рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 25.06.2012 на 16 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <...> и ГУ "Р.г."К." заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления <...> от 07.06.2012 имеется в материалах дела).
25.06.2012 состоялось рассмотрение дела № 41/Р-2012 в отсутствие <...>.
Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
В № 36 от 01.03.2012 (на стр. 23), № 48 от 22.03.2012 (стр. 21) газеты "Кузбасс" была размещена реклама концентрата пищевого "А." под названием "А. уже в продаже". В тексте рекламы содержится ссылка: "Реклама БАД. Не является лекарственным средством". Данная ссылка размещена отдельно от основного текста - внизу страницы с правой стороны вертикально снизу вверх по отношению к основному рекламному тексту и выполнена более мелким шрифтом по сравнению со шрифтом рекламы.
Реклама размещалась на основании устного договора с <...> и актов № 252 от 01.03.2012, № 413 от 22.03.2012 на публикацию в газете "Кузбасс".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5
ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Пунктом 6 части 5 статьи 5
ФЗ "О рекламе" установлено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно пунктам 1
, 2
, 3 части 1 статьи 25
ФЗ "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
В нарушение данных правовых норм реклама концентрата пищевого "А.", размещенная в газете "Кузбасс", содержит недостоверные сведения о том, что рекламируемый препарат обладает лечебными свойствами, содержится утверждение о положительном действии рекламируемого препарата на течение заболеваний: "... его можно применять практически при всех заболеваниях, так как оно действует, в первую очередь, на иммунную систему, укрепляет защитные силы организма, точно восстанавливает тонкий микроэлементный баланс. Это мощное средство обладает кровоостанавливающим, болеутоляющим, противоинфекционным, ранозаживляющим и даже противоопухолевым действием. Каменное масло укрепляет иммунную и кровеносную системы благотворно влияет на работу сердца, стимулирует процессы обмена, способствует сращиванию костей, обладает также гипоаллергенным действием и применяется при всех видах аллергии. Перечень заболеваний, при которых применяют это природное лекарство, велик. Он начинается с ОРЗ, гриппа и заканчивается такими сложными и серьезными заболеваниями, как сахарный диабет и онкология, - каменное масло останавливает рост онкоклеток ... применяют при гастритах, артритах, полиартритах, костнотуберкулезных процессах, переломах, остеохондрозах и других заболеваниях, связанных с суставами; при лечении поджелудочной железы (панкреатита), воспаления мочевого пузыря, камнях в почках и мочевом пузыре; фибромиоме, эрозии, воспалении придатков, бесплодии; гнойных воспалениях легких (в том числе туберкулезе), раке горла, катаракте, раке желудка, язвенной болезни, раке прямой кишки, кожных заболеваниях (псориаз), а также при порезах, обморожениях, ожогах и ушибах. Этот перечень можно продолжить, т.к. нет такого заболевания, при котором каменное масло оказалось бы бессильным. Многочисленные примеры излечения можно встретить в картотеках целителей, которые излечивают пациентов этим древним природным средством. Каменное масло - единственный в своем роде природный продукт, который восстанавливает организм на мембранно-защитном, то есть клеточном уровне ...". Ссылка в рекламе на то, что рекламируемое средство (концентрат пищевой "А.") обладает лечебными свойствами, создает впечатление, что данный продукт является лекарственным средством. Также в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей и выражение благодарности этими людьми в связи с применением концентрата пищевого "А.".
Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.АЕ96.Н04979 со сроком действия с 11.03.2011 по 10.03.2015, рекламируемая продукция зарегистрирована как "Концентрат пищевой "А.".
В связи с тем, что концентрат пищевой "А." не зарегистрирован в качестве биологически активной добавки, нарушение пунктов 1
, 2
, 3 части 1 статьи 25
ФЗ "О рекламе" не подтвердилось.
Частью 6 статьи 38
ФЗ "О рекламе" установлено, что за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5
, пункта 6 части 5 статьи 5
ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В данном случае рекламодателем вышеуказанной рекламы, является <...>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу концентрата пищевого "А.", размещенной <...> в № 36 от 01.03.2012 (на стр. 23), № 48 от 22.03.2012 (стр. 21) газеты "Кузбасс", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5
, пункта 6 части 5 статьи 5
ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание
об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии
Н.Е.КУХАРСКАЯ
Члены комиссии
Е.Б.КАМИНСКАЯ
И.С.АКАТЬЕВА
А.А.АНКУДИНОВА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 июня 2012 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя комиссии:
Кухарской Н.Е. - руководителя управления;
Членов комиссии:
Каминской Е.Б. - начальника отдела рекламы
и недобросовестной
конкуренции;
Акатьевой И.С. - ведущего специалиста-
эксперта отдела рекламы и
недобросовестной
конкуренции;
Анкудиновой А.А. - специалиста-эксперта
отдела контроля - органов
власти, судебной и
правовой работы,
на основании решения Кемеровского УФАС России от 26.06.2012 по делу № 41/Р-2012 о признании ненадлежащей рекламы концентрата пищевого "А.", размещенной <...> в газете "Кузбасс" с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5
, пункта 6 части 5 статьи 5
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33
, частями 1
, 3 статьи 36
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44
, 45
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <...> в <...>-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5
, пункта 6 части 5 статьи 5
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно прекратить размещение рекламы концентрата пищевого "А." с содержанием недостоверных сведений о том, что рекламируемый препарат обладает лечебными свойствами, утверждением о положительном действии рекламируемого аппарата на течение заболеваний, ссылкой на то, что рекламируемое средство (концентрат пищевой "А.") обладает лечебными свойствами.
2. <...> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области письменное доказательство исполнения настоящего предписания в течение <...> дней со дня его получения (с приложением подтверждающих документов).
За невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе частью 2.4 статьи 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель комиссии
Н.Е.КУХАРСКАЯ
Члены комиссии
Е.Б.КАМИНСКАЯ
И.С.АКАТЬЕВА
А.А.АНКУДИНОВА