Законодательство
Кузбасс

Кемеровская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2010 г. по делу № А27-13319/2010

Резолютивная часть решения принята 18 ноября 2010.
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2010.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Франк О.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Альшевской Я.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску по иску общества с ограниченной ответственностью "Промышленновские коммунальные системы", п. Промышленная Кемеровской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Служба Единого Заказчика Жилищно-Коммунальных Услуг", п. Промышленная Кемеровской области
о взыскании 1 220 710 руб. 62 коп.
при участии:
от истца: А., представителя по доверенности от 21.10.10, паспорт;
от ответчика: К., представителя по доверенности от 01.10.10 № 01/10-10, удостоверение адвоката № 978;

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промышленновские коммунальные системы", п. Промышленная Кемеровской области обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Служба Единого Заказчика Жилищно-Коммунальных Услуг" о взыскании 1 220 710 руб. 62 коп. задолженности за оказанные услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод по договору от 08.02.2010 № 37 за период с 01.01.2010 по 31.10.2010 (с учетом увеличения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования обоснованы ссылками на статьи 11, 309, 310 Гражданского кодекса РФ и условиями договора, мотивированы неоплатой ответчиком оказанных истцом услуг.
Протокольным определением суда от 08.11.2010 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной и дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 18.11.2010.
Истцом заявлено ходатайство об уменьшении заявленных требований до 1 051 710 руб. 61 коп.
Заявленное ходатайство удовлетворено судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец исковые требования поддержал, опираясь на представленные в материалы дела доказательства, оспорил позицию ответчика о том, что расчет должен производиться по индивидуальным приборам учета, поскольку это противоречит статьям 157, 539 Жилищного кодекса РФ, пункту 32 Правил № 167. При отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил № 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов. Показания индивидуальных приборов учета не принимаются во внимание. Считает, что использование расчетного способа определения объема оказанных услуг исходя из нормативов потребления соответствует пункту 8 Правил № 307 и иным нормативно-правовым актам.
Ответчик иск не признал, считает его необоснованным, оспорил расчет объемов потребленной воды, который, по его мнению, должен производиться исходя из показаний индивидуальных приборов учета в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правил).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Обращаясь в суд с требованием об оплате стоимости услуг водоснабжения и водоотведения, истец ссылается на наличие между сторонами договорных отношений в рамках заключенного между сторонами договора от 08.02.2010 № 37.
Данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в ответ на полученную от ООО "Промышленновские коммунальные системы" оферту, ответчик направил протокол разногласий от 04.03.2010, который был подписан истцом с протоколом согласования разногласий от 12.04.2010. Согласно протоколу урегулирования разногласий от 20.06.2010 разногласия по пунктам 2.2.3, 4.2 и 3.1 договора между сторонами не были урегулированы во внесудебном порядке, с требованием о рассмотрении их в судебном порядке стороны не обращались.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений статей 432, 443 Гражданского кодекса РФ, договор не может быть признан заключенным.
Между тем, по смыслу ст. 6, ч. 1 ст. 168, ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не связан с правовой квалификацией спорных правоотношений, которые предлагают стороны и должен рассмотреть спор по существу, исходя из фактических правоотношений.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что с 01.01.2010 по настоящее время истец поставляет питьевую воду и осуществляет водоотведение в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домов.
В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию в порядке, установленном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В указанный период истец предъявлял ответчику к оплате счета-фактуры, направлял для подписания акты оказанных услуг. Счета-фактуры на общую сумму 6 078 449 руб. 49 коп. (л. д. 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54), содержащие сведения о количестве потребленной энергии, ее цене и стоимости, получены ответчиком, однако оплачены не в полном объеме. Акты сдачи-приемки за спорный период (л. д. 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55) не в полном объеме подписаны ответчиком.
Причиной спора истца и ответчика явились разногласия по порядку определения объема переданной истцом холодной воды и объема услуг водоотведения, основанные на статусе ответчика как управляющей компании, оказывающей услуги непосредственно населению, оплате населением управляющей компании холодной воды исходя из индивидуальных приборов учета.
Ответчик является управляющей организацией, выбранной в порядке ст. 161 Жилищного кодекса РФ в качестве способа управления многоквартирными домами, что сторонами не оспаривается.
Из пояснений истца относительно методики расчета следует, что определение объемов оказанных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета произведено истцом на основании установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг и количества жителей, проживающих в домах, управление которыми осуществляется ответчиком.
Представленный ответчиком контррасчет основан на показаниях индивидуальных приборов учета и документально не подтвержден. Доводы ответчика о необходимости уменьшения объемов воды с учетом показаний индивидуальных приборов учета граждан судом отклонены исходя из следующего.
Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).
В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правил) коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем данных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Отношения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией регулируются договором энергоснабжения в порядке, предусмотренном параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ и Правилами № 167. Между тем, в силу особенностей правового статуса ответчика как исполнителя коммунальных услуг договор, заключаемый с ресурсоснабжающей организацией, должен соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).
Пункт 8 Правил № 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, а также иным нормативно-правовым актам.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу требований пункта 2 статьи 539 Кодекса, пункта 32 Правил № 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из требований пунктов 33, 34 Правил № 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Вместе с тем, с учетом положений пункта 8 Правил № 307 к правоотношениям исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации Правила № 167 следует применять с учетом пунктов 15, 19 Правил № 307.
Из указанного следует, что при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил № 167 (общедомовых приборов учета) объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил № 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Указанный вывод следует из анализа положений Правил № 307.
Так, согласно абзацу 2 пункта 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры.
Общий объем (количество) потребленных коммунальных ресурсов, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктами 19, 21 в зависимости от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета, пропорционально количеству проживающих лиц, либо пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета.
Указанный порядок оплаты за коммунальные услуги полностью соответствует требованиям ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, согласно которым собственники жилого помещения в многоквартирном доме несут бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и не должен зависеть от выбранного жителями способа управления.
Необходимостью содержания общедомового имущества обусловлены требования п. 19 Правил № 307 об оплате за коммунальные ресурсы при отсутствии общедомовых приборов учета по нормативам потребления коммунальных услуг,
Пунктом 5 и разделом IV Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, порядок определения размера платы за потребленные коммунальные ресурсы для потребителей в многоквартирном доме основан на принципе равных условий в части оплаты потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Необходимость применения при расчетах с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, в частности, воду, общедомовых приборов учета и необоснованность применения показаний индивидуальных приборов, подтверждена правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 № 5290/09, в котором указано, что действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в выше названном постановлении, использование расчетного способа определения объема оказанных услуг исходя из нормативов потребления, соответствует пункту 8 Правил № 307, предписывающему, что условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить не только Правилам № 307, но и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, к которым относятся и Правила № 167, предусматривающие размещение узла учета на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).
Применение к отношениям между сторонами пункта 16 Правил № 307 является необоснованным, поскольку свидетельствует о перемещении границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, влечет возложение на ресурсоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика.
Указанное постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, опубликовано на официальном сайте ВАС 23.10.2009.
С учетом указанных обстоятельств, сумма задолженности ответчика по оплате отпущенной воды и услуг по приему сточных вод за период с 01.01.2010 по 31.10.2010 в размере 1 051 710 руб. 61 коп. признана обоснованной и подлежит взысканию на основании ст. 539, 548, 544 Гражданского кодекса РФ.
Государственная пошлина возлагаются судом на ответчика в полном объеме, поскольку частичная оплата произведена последним после подачи иска (часть 1 статьи 110, 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 110, 49, 150 пунктом 4, 151, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Служба Единого Заказчика Жилищно-Коммунальных услуг", п. Промышленная в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промышленные коммунальные системы", п. Промышленная 1051 710 руб. 61 коп. долга, 25 207 руб. 11 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с момента вступления решения по делу в законную силу.

Судья
О.В.ФРАНК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.11.2010 по делу № А27-13319/2010
Определение размера платы за водоснабжение включает оплату потерь коммунальных ресурсов и может определяться расчетным способом исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водоснабжения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru